Васи́льев Владимир Викторович (р. 1940), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973). С 1958 в Большом театре (с перерывом), с 1995 художественный руководитель-дирижер. Один из ведущих российских танцовщиков. Первый исполнитель партий: Иванушка («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина), Меджнун («Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна), Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. И. Чайковского), Спартак («Спартак» А. И. Хачатуряна). С именем Васильева связаны высшие достижения в области мужского танца. Поставил балеты: «Икар» С. М. Слонимского (1971), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта» В. А. Гаврилина (1986), «Золушка» С. С. Прокофьева (1991) и др. Профессор (1990). Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1977).
* * *
ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович - ВАСИ́ЛЬЕВ Владимир Викторович (р. 18 апреля 1940, Москва), российский артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1973). В 1995-2000 художественный руководитель Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве). 1-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1964); премия Вацлава Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич) (1964) и премия Мариуса Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович) (1972) - обе в Париже; Ленинская премия (1970); Государственная премия СССР (1977), Государственная премия РСФСР (1984), Государственная премия России (1991).
Ведущий солист Большого театра
По окончании Московского хореографического училища (педагог М. М. Габович) в 1958-88 был ведущим солистом Большого театра. Первый исполнитель партий: Иванушка («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), 1960), Кайс-Меджнун («Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (см. БАЛАСАНЯН Сергей Артемьевич), 1964), Щелкунчик («Щелкунчик» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), 1966), Спартак («Спартак» А. И. Хачатуряна (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), 1968), Сергей («Ангара» А. Я. Эшпая (см. ЭШПАЙ Андрей Яковлевич), 1976). Среди лучших его ролей также: Данила («Каменный цветок»), Принц («Золушка»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Иван Грозный («Иван Грозный») - все С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович)), Альберт («Жизель» А. Адана (см. АДАН Адольф)), Дезире («Спящая красавица» Чайковского).
Лучший танцовщик мира
Танцевал ведущие партии в зарубежных труппах: «Балет XX века», Бельгия («Петрушка» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), 1977), «Марсельский балет», Франция («Голубой ангел» М. Констана, 1987), Театр «Сан Карло», Италия («Пульчинелла» Стравинского, «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (см. ОФФЕНБАХ Жак) - оба 1988; «Нижинский» на сборную музыку, 1989). На сцене «Арена ди Верона» (Италия) танцевал партию в балете «Грек Зорба» М. Теодоракиса (1988).
Васильева неоднократно называли лучшим танцовщиком мира. Обладая феноменально полетным прыжком, выразительной пластикой, ярким драматическим даром, удивительной музыкальностью, Васильев воплотил в своем искусстве высшие достижения современного балета. Виртуозный танец Васильева сочетает мужественную сдержанность и широкую, чисто русскую распевность движений. Для него ставили крупнейшие хореографы - К. Я. Голейзовский (см. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославович), Ю. Н. Григорович (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич), М. Бежар (см. БЕЖАР Морис). В равной степени Васильеву подвластны партии комедийно-гротесковые, лирические, трагические; классические балеты и спектакли, решенные современной пластики. Одна из вершин творчества Васильева - партия Спартака, в которой он значительно расширил возможности мужского танца. Герои Васильева неизменно испытывают возвышенно-рыцарские чувства к избраннице. Ее воплощает в спектаклях балерина Е. С. Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна) (жена Васильева). Их творчеству посвящены телефильмы: «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), французский видеофильм «Катя и Володя»(1989). Супруги снялись также в драматическом телефильме «Жиголо и жиголетта» (по рассказу С. Моэма).
Васильев-балетмейстер
Как балетмейстер Васильев тяготеет к крупномасштабным спектаклям. Среди постановок в Большом театре: «Икар» С. М. Слонимского (см. СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович) (1971; 1976 - новая редакция; Васильев - Икар); «Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, Ж. Рамо (см. РАМО Жан Филипп), В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей) (1978); «Макбет» К. В. Молчанова (см. МОЛЧАНОВ Кирилл Владимирович) (1980; Васильев - Макбет); «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина (см. ГАВРИЛИН Валерий Александрович) (1986; исполнил также одну из партий). В других балетных театрах Москвы Васильев поставил: «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов и «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (1983; Васильев - исполнитель главных партий); «Ромео и Джульетта» (1990); «Золушка» (1991; исполнил также партию Мачехи) - оба Прокофьева; «Дон Кихот» Минкуса (1994). Ставил балеты в Новосибирске, Риге, Перми, Берлине, Будапеште, Неаполе, Нью-Йорке. В 1982 окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа, с 1982 - педагог, с 1986 - заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа (ныне РАТИ, с 1989 - профессор).